Но с тех пор произошло множество изменений в городском развитии. Период перестройки оставил свои хаотичные отпечатки в городской ткани, нарушив целостность и ясность советских идей об идеальной планировочной структуре. Возникла очередная необходимость разработки для города-миллионника нового генерального плана. Еще в рамках теории урбанизации, описанной Леонидом Коганом в 1970-80-е годы, была отмечена особенность социально-пространственного развития городов, заключающаяся в постоянном взаимодействии центра и периферии: культурные ценности города концентрируются в центре и позже распространяются на остальные территории.
В ключе этих урбанистических идей состоялся градостроительный конкурс на архитектурно-градостроительную концепцию развития исторического центра города Челябинска, ведь если город как живой организм находится в нездоровом состоянии, то логично начать с его «сердца», где сосредоточена вся социальная и культурная жизнь. Сегодня центр Челябинска — как по внешнему облику, так и по уровню благоустройства и комфорта — не отвечает статусу современного города-миллионника. В техническом задании конкурса обозначалось, что его задачей «является разработка Концепции, которая ляжет в основу создания нового генерального плана города и будет являться основанием для последующей подготовки документации по планировке территорий». Отдельно выделялись три пункта, на которые должна быть направлена эта концепция: оздоровление экологической обстановки, сохранение уникальной исторической среды центральной части города и усиление туристкой привлекательности. Однако, проведя предпроектное исследование, архитекторы ATRIUM определили помимо прочего серьезные социально-демографические проблемы, поэтому итоговые концептуальные решения вышли за рамки развития центра и были направлены в первую очередь для создания города, привлекательного для горожан, а не для туристов.
Основная идея заключалась в синергетическом развитии города. В качестве синергирующих факторов были выбраны общественные центры города, выявленные по функциональному насыщению и общегородской значимости: культурно-исторический центр, образовательный (в ЮУрГУ учится около 50 000 студентов), спортивный, торгово-развлекательный и начинающий развиваться многофункциональный деловой центр. Безусловно, развитие города нелинейно, но качественно новое синергетическое развитие предполагает правильное определение точки запуска города. Этой точкой в концепции архитекторов должен стать научно-инновационный центр, так как у Челябинска есть все ресурсы для его развития, как интеллектуальные, так и производственные.
Научно-инновационный центр (НИЦ) может быть драйвером развития экономики города: в нем в качестве заказчика на разработки инновационных продуктов будет заинтересован крупный бизнес, чьи офисы могут располагаться в новом деловом центре города у изгиба реки Миасс, который в качестве высотной застройки появлялся еще в генеральных планах советских градостроителей. Развитие НИЦ поможет городу удержать высококвалифицированные кадры, которые выпускают ВУЗы Челябинска. Все эти процессы активизируют дисперсную и пористую застройку в центре города вместо экстенсивного строительства на периферии. Этот процесс влияет на создание благоустроенной среды, необходимой для развития малого бизнеса. Таким образом, Челябинск становится привлекательным городом для инвесторов, увеличиваются налоговые поступления в городскую казну, и город уже может позволить себе строительство иконических объектов, подчеркивающих его научное и технологическое направление развития — например, Политехнический музей.
Челябинск отличается развитой трамвайной сетью, и, по замыслу архитекторов, НИЦ может заниматься разработкой транспортных технологий, трамваями нового поколения. Тогда Челябинск станет городом-полигоном для испытаний этого транспорта, к разработкам подключатся промышленные мощности, расположенные вне центра. Таким образом, в синергетическое развитие центра города включаются новые общественные и промышленные центры на периферии Челябинска. Архитекторы предложили и более футуристические идеи: например, развитие инновационного транспорта может стать ключом к глобальным изменениям в пространственной структуре города, сокращение ширины дорог освободит новую площадь для развития застройки и общественных пространств, а новые типы индивидуализированного транспорта позволят развивать и «надуличное» пространство.
Проект интересен тем, что архитекторы подошли к решению конкурсных задач со стороны комплексного процесса запуска изменений в городе, а не со стороны представления конечного результата их архитектурно-градостроительных решений, которые, безусловно, отражены в проекте на высоком уровне. Для команды ATRIUM важнее было решить стратегическую задачу – как запустить процесс синергетического развития города и что может инициировать качественные изменения городской среды, так как у Челябинска есть все основания стать городом науки и технологий, привлекательным и комфортным для жизни.